На кыргызско-казахской границе в последние месяцы наблюдается затор из большегрузных автомобилей. При подъезде к КПП «Актилек Автодорожный» образуются пробки в несколько километров. Связано это с усиленными проверками фур со стороны Казахстана.

Между Кыргызстаном и Казахстаном наблюдается незримое противостояние, результатом которого и являются пробки на КПП «Актилек Автодорожный»

На пропускном пункте стоят фуры из Европы, России, Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана и других стран. Водители жалуются, что из-за простоя на границе они несут убытки.

По словам водителей, пробка растянулась на целых 12 километров и на сегодняшний день в ней стоят и ждут своей очереди более 800 большегрузных автомобилей. Однако, с другой стороны границы при въезде в Кыргызстан подобных вещей не наблюдается, въезд свободен и пробок не наблюдается.

Водитель представился как Вадим, направляется из Узбекистана в Германию: «Вот я уже четвертые сутки стою… это беспредел, такого больше нигде нет! Вроде как, и Кыргызстан и Казахстан являются членами ЕАЭС, но посмотрите, что творится на границе между ними.

Я вообще в Германию еду, уже больше 20 лет занимаюсь перевозкой товаров, вот что интересно, нигде на других границах я такого не встречал. Ну я под TIRом проехал и все, мне без разницы, а вот остальные будут стоят… а ведь едой и топливом водители обеспечивают себя сами. Ну этот пост «Актилек –Автодорожный» он как отдельное государство, здесь все работают на свой карман».

TIR (Transports International Routiers, «Международные дорожные перевозки», МДП) — система международных автомобильных перевозок товаров, работающая на основе Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП. Система была основана 14 ноября 1975 года в Женеве для упрощения и согласованности административных формальностей при международных автоперевозках.

Группа российских дальнобойщиков, пожелавших остаться непредставленными выражается более резко:

«Вы нас конечно извините, но это беспредел! Мы проезжаем по территории таможенного союза и нигде не встречаем такой ситуации как на этом посту. Кыргызская сторона, пожалуйста, без проблем встречает и выпускает, документы показал и все нормально. Ну сейчас еще тесты на коронавирус сдаешь. А вот когда въезжаешь в Казахстан, начинается карусель… у них все схвачено, у каждого проверяющего есть своя такса, в среднем это две тысячи тенге… бывают и такие, которые выпрашивают «хоть 500 тенге дай». А вот если не даешь, то ты там простоишь будь здоров. У нас же союз, и такого не должно быть».

Водитель Олег рассказал о «серых схемах», которые работают по пути через Казахстан в Кыргызстан:

«Вы понимаете, тут творится такой беспредел… вот я везу морковь из Узбекистана, я проезжаю узбекско-кыргызскую границу, там такого нет, а здесь это прям какой-то участок, где нормы таможенного союза не работают. 

Хотя Узбекистан не является членом таможенного союза, но таких проблем вообще нет. Вот все говорят, что это пограничники двух стран (имеет ввиду Кыргызстан и Казахстан») тормозят процесс, а на самом деле вот я тебе открыто скажу, при въезде в Казахстан, ты всем должен дать на лапу. Там и рентген, и пограничники и все, кому не лень пытаются содрать с тебя, а то что ты по нескольку дней стоишь-простаиваешь, это никого не волнует. А если ты не дашь этим проверяющим, то будь готов ко всему. Начиная от полной проверки с выгрузкой всего товара, так тебе еще что-нибудь подкинут, не дай бог… вот такая жизнь…».

Вот что говорит водитель Яша: «Я много не буду говорить… у меня солярка заканчивается, рефрижератор работает уже 4 дня… закончится и мне негде заправиться, лишних денег нету, я вынужден все что заработал потратить на выживание на этом посту… что за беспредел… а самое главное знаете в чем, вот я в прошлый раз проезжал этот же КПП, так там на казахской стороне прибыла комиссия из Астаны (Нур-Султан), так все эти пограничники, налоговики как миленькие бегали работали, и таких простоев не было… вот так. Им пока пинка не дашь из центра, ничего не меняется».

Таким образом, можно проследить закономерность, что при отсутствии должного контроля из центра (руководства Казахстана) ситуация на границе с Кыргызстаном не поменяется. Отсутствие контроля порождает хаос и анархию, тогда как ЕАЭС в нынешних условиях необходимо полное взаимопонимание и поддержка.

Напомним, что это не первая ситуация, связанная с большегрузами на границе Кыргызстана и Казахстана. Как и в этот, так и в прошлый раз казахская сторона в своей обычной манере старается свалить всю вину на Кыргызстан. Ну что ж, мы с вами будем следить за развитием ситуации и взаимодействием правительств двух исторических соседов.